Мы ВКонтакте

 
 

ПРАЗДНИК РОЖАНИЦ! 
 
В неделю (воскресенье) в 10:00 09.09.2018г. 7526 лета, отмечаем ПРАЗДНИК РОЖАНИЦ! 
с.Безымянное, г.Горячий Ключ, Краснодарский край, база отдыха "Родничек".

Суть – на восьмой день осени, православные родноверы во второй раз торжественно чествуют Богиню Рожаницу - Мать-Землю, как воплощение плодородия и плодючести Макоши Матери. Рожаница, через врата Нави, приводит души людей для народжения через тело земной женщины. 
Праздник Рожаниц отмечается через 6 месяцев от 8-9 марта – дней Богини Лели (проявления Божественной любви) и Лады Богородицы - всерождающей женской ипостаси Вседержителя - Рода Всевышнего. Празднования Рожаниц проходят на 9-й месяц от Ярданы (Водосвятия), когда 6 января после 12 дней святок от Коляды 24-25 декабря, Рождества младенца Солнца-Даждьбога образно соединяется божественное мужское первоначало Огонь (Ярь) и Божественное женское первоначало – Вода (Дана). 
Все народные праздники на Святой Руси – природные и связаны с теми силами природы, Родными Богами, которые властвуют именно в определённые дни времени года. Да и родная исконная вера-веда Святой Руси – это Природосообразное Мировоззрение Любви, Добра и Справедливости. 

8 сентября отмечается праздник Рода и Рожаниц (Осенины, Оспожинки) посвящённый урожаю и связанному с этим семейному благополучию. Это почитание всех наших Женщин - Богинь (наших бабушек, матерей, сестер, дочерей), которые являются воплощением Богини Лады на Земле - Макоше. Время подведения итогов. Встреча осени - чествование Макоши как Матушки Осенины. В этот день приносят требу Роду Все-Держителю (Все-Богу) и Роду Небесному (Предкам-Пращурам нашим), а тако же прославляют РОД Земной (всех сородичей по Прави живущих): "Богу (Роду) вовек слава, нам хвала по делам" 

Другие названия праздника - Осенние оспожинки, Вторая встреча осени, Богородицкая, Поднесеньев день, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спасов день (рязан.), Праздник Рожаниц, Рождество Богородицы, родившей все великое множество Родных Богов. Рожаницы (болг.«орисницы», «наречницы», «суденицы») — мифологические персонажи в славянской мифологии, наряду с Родом – олицетворение судьбы, рока, «родословия» (срав.«что на роду написано»). Также сегодня День Наталии (Наталия - Родная). НАТАЛЬНЫЙ - от лат. natalis - относящийся к рождению, день рождения) - имеющий отношение к рождению, родам. Цикл жизни человека можно разделить на три периода - пренатальный (до рождения, внутриутробный), натальный (перинатальный) и постнатальный. Тоже образно связано с рождением. 

Рожаницами (во множественном числе) являются все Родные Богини, от которых пошел Род Небесный и Праматери Славянские, от которых пошел наш род земной. Старшей рожаницей, Золотой Бабой, Берегиней извечной является Великая Мать Всех Богов - Лада, которая ежегодно рождает Солнце-Даждьбога и Дану. Лада выступает Берегиней и защитницей всего живого. Поскольку сама она Дерево Рода, которое через все миры растет, собой же миры и создавая. 

Леля является Богиней красоты, девичьей любви и счастья. Она младшая Рожаниця, покровительница и оберег для всех влюбленных. Лада с Лелей, Богини деторождения, женской судьбы. Веда Рода: они силами своими, духом своим животворным незримо присутствуют, днем и ночью охраняют каждую мать и ее младенца от злых сил. От Великодня (24 марта, третий день от весеннего равноденствия - Ярилы Красного) до Купала (24 июня, третий день от летнего солнцестояния - Семиярила) все православные родноверы празднуют воскресение природы, добра, согласия, мира и счастья. 

22 апреля на всей Святой Руси мы празднуем Ладовицы, Лельник – именно девичий праздник Лады и Лели. Во время обряда водятся хороводы-сварги, которые упорядочивают Вселенную, восстанавливают равновесие в окружающей природе и душах человеческих. После окончания танца лучшая девушка, одаривает всех девочек венчиками и молочными блюдами. Эти веночки-обереги должны храниться до следующей весны. Прославляя Рожаницу, православные ведают, что тем они матерей своих почитают, о Роде заботясь. 

Культ рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению, должен был быть многозначным, в нем объединялись и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и представления земледельцев о богинях урожая. Может быть, корни культа рожаниц надо искать в древних верованиях праславян в оберегающие силы — Берегини. 

С культом Рожаниц могли быть связаны мифы охотничьих народов о двух небесных хозяйках, полуженщинах-полулосихах, рождающих всех земных лосей и оленей на потребу людям и волкам. Рожаниц, очевидно, было две. Именно две "Рожаницы"- лосихи (мать и дочь) в сибирских охотничьих мифах, две богини наполняют все трипольское земледельческое искусство. Две богини, мать и дочь, присутствуют и в греческой мифологии: Деметра и Персефона - южная пара, Лето и Артемида — северная пара, к которой близка славянская пара "рожаниц" — Лада и Леля, в свою очередь, сближающаяся с литовской Великой Ладой (Дидис Лада). Культ Рожаниц отличался от остальных родноверческих («языческих») обрядов прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь, частично замаскированными празднествами Рождества Богородицы. 

В народе Лада и Леля отождествлялись с созвездиями Большой и Малой Медведицы. Это Богини семейного благополучия, которым посвящено женские моления о родах, младенцев, семью, здоровье живых и поминовения усопших родственников. Каждая женщина на берегу реки вызывает свою Рожаницу «Жертву тебе правлю - овсяная мука, и так пою славу и величие твое». При этом она посыпает на воду муку, украшенные калачи и бублики. Мамы поливают дочерей водой на пороге своего дома, чтобы росли счастливые и здоровые. Празднование Рождества Богородицы во времени совпало с окончанием основных полевых работ, ей благодарили за собранный урожай, как покровительнице земледелия. 
Также в этот период женщины и девушки создают куклу Рожаницу, как символ достатка, благополучия, мудрости, любви, счастья. Такая кукла хранится в доме и сжигается на Масленицу уже как кукла-Марена. Таким образом она является женским воплощением духа рода, дополняя собой проявление Дидуха (связанный из колосьев ржи или пшеницы образ Древа Рода), как образа духа предков. 

Род - духовная энергия Предков, их живых потомков и будущих. Есть укрепляющим ядром нации - связью прошлого, настоящего и будущего. 
Принявшие христианство русские люди Х1-Х11 вв. все еще, по свидетельству автора "Слова об идолах", устраивали трапезы Роду и рожаницам с соблазняющей всенародностью; в противоположность этому "кладение треб" другим Родным («языческим») богам производилось тайно. Во всех христианских поучениях против язычества все славянские божества упоминаются обычно общим перечнем, но Род и рожаницы всегда выделяются особо. К трапезам в честь этих божеств авторы поучений возвращаются повторно. Именно эти осенние родноверческие («языческие») торжества занимали видное место. 
Все наши Богини так или иначе связаны с культом Земли, потому что с давних пор Славяне стали землю раять и зерно сеять, к нам пришло осознание большой любви Матери-Земли. Мы учились и до сего времени учимся общаться с землей, вдохновляться ее плодородной силой осенью и получать благодать весной-летом. 

В конце лета и в начале осени мы чтим Великую Мать именно как Рожаницу в честь тех благ, которыми одаривает (на-род-жує - укр.) Земля-Мать род земной. Отношение к земле, как к Матери, проявилось целым рядом обрядовых действ - исповедью земле, покаянием за несправедливости и кривды перед Матерью-Землей; катание в росе, освящение благодатной силой Матери-Земли. В мировоззрении Арийских народов нет ничего большего по значению в Яви, чем образ Матери-Земли, он пересекается с образами матери, жены, сестры и перекидывается на весь женский род. Земля отождествлена у нас с матерью, а женщина с плодородной землей, и когда мы стремимся возвеличить женщину, то желаем ей быть богатой и плодородной, как Земля-Мать. 

Рожаница, как один из ликов Макоши-Матери, то есть сама Лада Богородица, жена Сварожья. Сама пара - Сварог и Лада, является первоисточником зарождения жизни в мире Яви во всех арийских Ведических вероучениях - Отец Небо и Мать Земля. Там, где Женщина - Мать не почтена, там нет Ведической мудрости, следовательно, Славянам там никакой правды. Самоназвание всех наших народов и племен - О [А] рии, происходит от священного труда орача - пахаря, охранника и смотрителя Земли-Матери. 

По завершению чествования Спасов, небесных посланцев от Родных Богов, православные родноверы отдают дань Матери-Земли, тех Спасов принимает и дает совершить свое высокое предназначение. 
Время проведения Свята Рожаниц: восьмой день осени. 
Обрядодей готовит утвор для обряда: питьевой рог, качу, обрядовый Алатырь на подставке, бубен или звонок, калач (каравай). 
Община готовит: богатую фруктовую братчину с угощениями домашней кухни, кутью с медом и маком, девушки - венки, кривой танец и хороводы. 

По вопросам, звоните 89180375557

Счастливы будьте, как Боги Родные - здесь и сейчас! 
С приближающимся Праздником Рожаниц! 
Слава Роду, Богам и Предкам нашим!
 

ВЕЛИКИЙ ОВСЕНЬ, НОВОЛЕТИЕ!

День осеннего равноденствия. Новолетие, РАдогощ, Световит. Проводится общинами Родной Православной Веры Сияние Рода и Дети Сварога.
23 сентября, 7526 лета (2018 года) Краснодарский край, п. Ильский, СНП Ведруссия, Солнечная поляна, поместье Белояра. 10 часов. Приглашаем всех потомков Солнца, отпраздновать рождение Сивояра. 

Друзья, нас ждет обряд- славления, братчина, игровой костер, хождение по углям, хороводы, мастерская славянской одежды и многое другое. 
Главные обряды в честь Овсеня связаны с сельскохозяйственными работами, точнее их завершением, и единением родов. Ведь после окончания жатв роды собирались на общие праздники, в это же время справляли свадьбы. Поэтому Овсень - опекун наших богатств и символ единства славянских родов. Изображается Овсень, как всадник с многими плодами в правой руке и связкой сухих цветов в левой. Он распределяет богатства земли между родовичами, наделяя честных и трудолюбивых и карая лентяев и воров. В народе бытует поговорка: "Овсень на пёстром коне ездит". Главными действующими лицами этого праздника являются старшие люди и женатые пары, имеющие детей. Необходимыми атрибутами праздника являются Дидух как символ вступающего в силу Велеса, зерна ржи, пшеницы, овса и большой калач. На Руяне большой калач был высотой с человека. Этот калач символизирует богатство всего рода, итог достижений огнищан. Также он отображает представление о Старом Могучем Солнце, которое осенью уже не греет, но от него зависит урожай. В этот день устраивают большую братчину - пир. На него сходится весь род, к столу родовому каждый приносит лучшее от стола семейного. Проводят обряд пророчества будущего.

Великдень Дажбожий – Рождество Ярилы, Комоедица, 7526 лето

Люди добрые! Вот и отпраздновали мы Великдень Дажбожий – Рождество Ярилы.

Чудесный, замечательный праздник, прошел на священной поляне, у капища Триглава, на поместье Белояра. Проводили его две общины, Дети Сварога и Сияние Рода.

И опять, в очередной раз, все воочию убедились в том, что когда мы все вместе, со светлыми мыслями и открытыми Душами, обращаемся к Богам нашим словом добрым, то и Боги, в ответ, посылают нам своё благословение.

Подготовка к празднику проходила под низко нависшими тучами, при прохладной и сырой погоде. Но...! Когда образовали коло, в которое стали около ста тридцати человек, и хором прочли славбу Богам, в ту же минуту тучи разошлись, и над нами показался сам Ярило, во всей своей красоте и сиянии. Несколько минут он пребывал с нами, даря свой свет, тепло и силу. Затем отправился повидаться и с другими общинами, а над нами оставил светлый круг, среди нависших вокруг туч.

Это явление так вдохновило нас, так воодушевило, показало силу человеческой мысли, единой воли, прибавило нам радости, праздничного настроения…  И наполненные этим великолепием, все родовичи приняли активное участие в проведении праздника.

Красивый обряд, с глубокой символикой передачи снопа со старыми колосьями от Велеса (велесова бородка, или Дидух), молодому Яриле, который засеет поле старым зерном, чтобы родилась Новая жизнь.

И в помощь Земле-Матушке были даны писанки, сотворённые нашими дорогими женщинами, с символами возрождения, плодородия, роста.

И калачом великолепным, угостили Богов наших, а сурицу родовую и хлеба наши, освятили Боги. Причастились и мы калачами этими, чтобы Дух свой и тело, в Прави утвердить.

А затем, были хороводы праздничные, танцы, пляски затейливые.

Хлопцы девиц на руках носили, девицы красные, силу Ярилину, в косы заплетали, Земле-Матушке передавали. Удаль молодецкая, да сила богатырская, в состязаниях проявлялась. Мужи умелые с сабельками да шашками казачьими, лихо управлялись.

А тем временем и костерок праздничный Семаргл приготовил нам. О трёх метров длинною, да полтора высотою. И взлетали, над огнём тем, очищающим, девы прекрасные, да витязи могучие, а по многу раз, да ещё немножечко.

Да дитятки наши, во множестве своём, через костёр тот перемахивали, с визгом да смехом, радостью и озорством.

И как прогорел тот костёр, тут и время пришло, Дух укреплять, да тело своё закалять, как сталь в огне, чтоб крепким было.

И уголья красные разровняли в ковёр волшебный.

И пошли по ковру тому ногами босыми,

Да под песню-музыку, и под бубнов бой.

А не только мужи той дорожкой шли,

А и девицы, ай красавицы, расходилися, разбежалися!

Детки малые, трёх годочечков, да пяти годков, по углям пошли,

А в конце ковра, на руках зола – улыбалися, да смеялися.

Уж как витязи детям хлопали, их родителям – до земли поклон.

Смех, веселие, песни, музыка, над поляною, да со всех сторон.

И, как водится, трапезой общею, завершился день, ох умаялись.

Но счастливые и довольные, по домам своим, все отправились.

 Яр-Живаслав.

Велес в Поконе Рода Всевышнего есть Бог мудрости и богатства, опекун домашнего рогатого скота. Он проявление Рода Всевышнего в мире Нави, царь и хранитель потустороннего, властитель Темных Богов. Велес является солнцем Иного Мира, его проявлением является раскаленное ядро Земли-Матери, Солнце темной Нави. Он приносит Ведающим - Мудрость, Витязям - знание, Весям (Хозяевам) - достатки земные, а неведающим – наказания за проступки.

Из прадавних времен в конце февраля Славяне чествовали своего могущественного Бога Велеса. По астрономическому календарю Родной Православной Веры, на этот день приходится начало месяца Зимобор - того, что «зиму побарывает».

Велес - покровитель варны Ведающих, которые через своего Отца получают способность познавать мир Прави, Яви и Нави. Он научитель гадания и волшебства, тайный и многомудрый Бог Славян. Велес властвует в Яви от Овсеня Большого (22 сентября) до Ярилы Красного (20 марта), когда передает власть Яриле, своему неприятелю, но вместе с тем и помощнику. Борьба Велеса и Ярила означает не противостояние Богов, а их союз (совместную деятельность) в создании порядка на земле. В образе поединка Велеса с Ярилой, Бог Род перерождается и предстаёт в новом, молодом образе, это, как бы поединок с самым собой.

На 21 февраля приходится два важных календарные события. Вхождение Солнца с 20.01.2018 в созвездие Водолея, символ испытания и одобрения - воздушного  знака Круга Сварожьего (Зодиака) до 18.02.2018, когда переходит в созвездие  Рыб и начало месяца Зимобор (по звездному календарю Предков). Вообще, это период наступления лунного нового года, который в разные годы происходит от 21 января до 19 февраля, а луна - это Велесово светило. В 2018 г. Новолуние наступает 16 февраля в 0 час 05 минут.

Знак Рыбы входит в число знаков так называемого Переменного креста, т.е. знаков, которые отвечают изменениям поры года. Велес символизирует приход в Явь силы знака Рыб и духа молодого солнца - Ярилы. Поэтому в этот день происходит обряд поединка Велеса с Ярилой, в котором Ярила побеждает, сбивает один рог зиме (деду Морозу, Велесу).

Но, вместо потепления, после Велесового дня наоборот усиливаются холода, проявляется непостоянный, коварный знак Рыб. Поэтому этот месяц наши предки назвали Зимобором и злым, так как весна начинает бороться с зимой, а от того морозы становятся «злыми». Условно говоря, Велес свирепствует оттого, что теряет свою силу, а потому наиболее проявляет свою силу, так же, как свирепствуют басуры накануне Рождества Божича-Коляды. 20 марта Велесово время в годовом Коле завершается, и в свою силу вступает Ярило Красный (умирает зимнее, холодное солнце). Отец Велес в последний раз в году сходит на землю, чтобы проститься с родом земным.

Итак, праздник Велеса должно отмечаться в полнолунье зимнего месяца, который зовется Лютень (февраль). Если полнолуние не попадает на середину или вторую половину февраля – то в удобный для всех день с 10 по 25 февраля (по григорианскому календарю), его дата является естественной и соответствующей обращению Кола Дажбожьего и Кола Велесова.

В этот день мы чествуем Велеса в его ипостаси хранителя скота и достатков человеческих. Славяне призывают Велеса не морозить товар, защитить коровушек и всякий скот домашний от лесных хищников - волков, которые особенно злобны в это время. Общины прославляют Велеса за те богатства, которые он принес роду на Овсеня, благодарят за зиму, которую провели в достатке и сытости. Впервые поются славы воззвания весны и проводов зимы.

Если на Велесов день оттепель, то морозов больше не будет. Февральские приметы указывают, какой будет май. А с маем у земледельца все надежды на будущий урожай. Морозные сухие периоды в феврале, указывали на жаркую и сухую погоду мая. В конце февраля можно спрогнозировать, какое будет лето -   сухое или мокрое. Если в этот день будет иней, снег, дождь, то на праздник Живы будет тоже дождь, а если так - то и лето дождливое.

Время проведения. 11 февраля. Капище «Сияние Рода».

ВОТ МЫ И ВСТРЕТИЛИ САМЫЙ СКАЗОЧНЫЙ, ВОЛШЕБНЫЙ, ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК КОЛЯДУ-ПРАЗДНИК НАРОЖДЕНИЯ КОЛЯДЫ-БОЖИЧА, МОЛОДОГО СОЛНЦА!
На сей раз праздник проводили на территории прекрасной базы отдыха «РОДничок»
Празднование Рождества Коляды-Божича 7526 лета начали 23 декабря с 09:00  заездом гостей и подготовкой территории к проведению праздника: 
- Зачистили поляну от снега и слепили хранителей, Чуров от Карачуна - снеговиков.
- Совместно подготовили пространство к празднику. Собрали костры обрядовый и праздничный (для очищения Души прыжками через огонь  и укрепления Духа хождением по углям).

Собравшись в банкетном зале огласили суть праздника и после закрутились энергии: мужчины пошли Яриться и состязаться в ристалищах на поляне, показывая свою удаль, а после купанием в горной реке омыли телеса и закалили дух.

Для девушек, тем временем, проводился Мастер класс по созданию волшебной куклы " Солнцеворот", а дети как всегда рядом Играли, загадывали загадки, водили хороводы и плясали.

Затем Волхвы провели праздничный зачин, обрядовую часть праздника. Призвали Богов в обрядовое Коло, великим коРАводом помогли проявиться Семарглу Огнебогу, как проводнику Света Рода Всевышнего, соединившему нас с Богами Родными, принесли им Свещенную Требу.

А в это время Вещий Странник принес весть о том, что Божич Коляда не может преодолеть Калинов мост и проявиться в Явном Мире. Требуется помощь творцов и созидателей этого мира для ремонта Моста через Реку Огненную.

Откликнулся наРОД Православный на призыв Странника и с топорами отправились в Лес Темный Бадняк рубить. Проследовав за Странником нашли Бадняк, срубили древо, сухое, нележачее, отворили очи Сивояру, отправили через Кроду в Ирий Светлый, подготовили переход для рождения нового солнца Коляды-Божича.

Затем праздник продолжился Хороводами, Забавами, Песнями, Играми и Плясками, переходящими в прыжки через праздничный, игровой костер (очищение Души) и хождение по углям (укрепление Духа).

В банкетном зале продолжили Колядование. Рожаницу Небесную – Ипостась Лады Матушки спрятали от взора злого Карачуна, наполнили Силой Даров Свещенных от Души на рождение Младенца Божественного и Праздничной Братчиной соединились с Богами и Предками. А после Братчины состоялись Игры, Пляски, Хороводы и Большой концерт.

По окончанию собрались и пели песни до полуночи, девицы проводили гадания на суженого.

По утру встретили РА-свет новорожденного, жизнь дающего Бога нашего Трисветлого Солнышко Ясного, наполнились Светом его Животворным, зарядку телес провели, йогу солнечную.

Наполненные Силой молодого солнца Коляды-Божича, РА-достью и любовью, попрощались до следующего праздника. 
Так прошёл волшебный, один из великих Колодарных праздников Круголета, день зимнего солнцестояния Коляда в общинах «Сияние Рода» и «Дети Сварога»!

ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ НА САМЫЙ СКАЗОЧНЫЙ, ВОЛШЕБНЫЙ, ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК КОЛЯДА!

Программа праздника
Коляда 7526 лета
23-24 декабря 2017г.

09:00-10:00 Заезд, регистрация и размещение участников праздника
10:00-12:00 Подготовка территории к проведению праздника (костры, банкетный зал, звук)
12:00-13:00 Праздничное Приветствие и Напутствие гостям праздника, Суть праздника, исконный смысл, Культура и традиция Коляды
Для девушек, девочек и женщин: 
13:00-15:00 Мастер класс по созданию волшебной куклы " Солнцеворот" 
Для парней и мужей:
13:00-15:00 Забавы, Игры, Ярение, состязания, купание в реке (очищение телес)
Для детей:
13:00-15:00 Игры, загадки, хороводы, пляски и забавы
15:00-15:40 Прпздничный зачин, обрядовая часть праздника
15:40-16:40 Праздничная постановка, Сруб Бадняка 
16:40-17:40 Хороводы, Забавы, Песни, Игры и пляски переходящие в прыжки через праздничный, игровой костер (очищение души)
17:40-18:30 Укрепление духа- Хождение по углям
18:30-19:00 Колядование, Сценка-костюмированная постановка 
19:00-20:00 Праздничная Братчина переходящая в Игры, Пляски, Хороводы и Большой концерт
20:00-21:00 Поздравления, дарение подарков и награждения
21:00:22:00 Гадания для добрых людей на год грядущий!
Практика на исполнение Желаний!
Благодарственный Круг!(открытие сердца)
Для наполнения силами Крепкий сон, по желанию баня или посиделки и беседы у костра.

24 декабря
Встреча молодого, нового Солнышка Коляды!
Зарядка тела: Ярга, Белояр, Йога, Купание в реке.
-Завтрак
-Мастер классы
-Забавы, игры, хороводы, песни, пляски
-Духовные практики
Пожелания и инициатива украсить праздник приветствуется. 

На праздник приезжают Купцы с лавками
-Книги, обереги, картины
-Ювелирные украшения
-Одежда и атрибутика
И многие другие ремесленники и купцы

Как Коляду встретишь – так и лето проведешь!
Приглашаем встретить его очень весело, зажигательно, сказочно, трезво в кругу близких по Духу друзей! Самый красивый и волшебный Праздник в Краснодарском Крае!

Приходите и наполняйтесь на весь год Светом, Любовью, Волшебством, Радостью, Гармонией, Мудростью, Вдохновением, Красотой и Здоровьем!!

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Краснодарский край, г. Горячий-Ключ, с.Безымянное, база отдыха Родничек.

До встречи на Празднике!

 

 

Вот и закончился день чествования Перуна Громовержца, который организовала община Сияние Рода Краснодар. Праздник удался на славу! Общая атмосфера народного гуляния, радости, веселья витала в воздухе и наполняла грудь благостью, а добрые, улыбчивые взгляды даже незнакомых людей создавали чувство единения и родства с народом и природой.
Праздник начался с традиционного славления Родных Богов и в частности Перуна-Батюшки. Далее весь праздник был отдан увлекательному состязанию среди мужчин, женщин и детей на выбор Князя, Княгини и Княжича, который ежегодно проводится в общине среди вех желающих. Титул, присвоенный на празднике, победители гордо носят весь год, до следующего состязания. В этот раз организаторы удивили на славу новыми, увлекательными конкурсами. Мне, как стороннему наблюдателю, оставалось только восхищённо ахать и подбадривать участников.
После окончания состязаний, для всех приехавших в этот день, выступала замечательная фолк-группа из Краснодара "Алатырь". Концерт длился почти два часа и всё это время народ водил хороводы, плясал, а под бравурные песни о воинской славе русских богатырей вышли три витязя и показали своё мастерство владения саблями и нагайками. Весь концерт создавал впечатление незабываемого шоу в котором мог принять участие каждый желающий.
После выступления группы состоялось награждение победителей и коронация Князя и Княгини. Призы были достойны таких высоких титулов. Отдельно хочется отметить чуткость организаторов при награждении маленьких княжичей. Все дети принимавшие участие в соревнованиях, не зависимо от места, получили множественные призы.
Вечером возжёгся праздничный костёр, через который прыгали все желающие, а после ходили по углям.
Хочется отдельно отметить, что в этот раз была организована платная кухня в поддержку милым женщинам, которые смогли принять участие в празднике, а не кашеварить с утра до вечера у костра. Надеюсь, что эта практика станет традицией в общине.
Выражаю свою благодарность тем людям, которые приняли активное участие в организации праздника, а именно Зореславу, Любаве, Светославе, Живославу, Миррамиру, Галине Сафоновой и, конечно, себе любимой, Евгении Швайка.

 

Друзья! Хочу от себя и всей своей семьи выразить огромную благодарность Нашей общине в лице Волхвов: ЗареСлава и Любавы, Обрядодеев: Живослава и Святославы, организаторам и помощникам праздника Перуна 2017г!!! Как хорошо, как благостно и радостно прошёл наш праздник! Насыщенная программа: задействованы все возраста и наидостойнейшие награждены по справедливости. Организованы: Мастер классы, питание. Впервые на нашем празднике прошёл концерт известной группы Алатырь https://vk.com/club3919058 и проведена викторина с подарком в виде диска. А так же прыгали через костёр, бегали по углям самые крепкие духом. Нам очень понравился праздник Перуна, от души благодарим всех кто радовался вместе с нами!!! До встречи на Овсене (в сентябре 22,23,24). Семья Сафоновых.

 

ВЕЛИКДЕНЬ ДАЖБОЖИЙ

(РОЖДЕСТВО ЯРИЛЫ, ЯРИЛО КРАСНЫЙ)

 

Суть. Ярила в Поконе Рода Всевышнего суть весеннее проявление Деда нашего - Дажбога Трисветлого. В отдельных славянских краях, как вот в славянском Поволжье, Ярилу начинали прославлять уже 3 марта. Но на святой Руси Яровые Святки начинали в день весеннего равноденствия (Рождество Ярилы, Великдень) и завершались в день Летнего  солнцестояния (Кострубонько). В период между этими датами Ярило и его жена Леля почитались в своих разных возрастных проявлениях. Собственно, на Великдень  славится Ярило Красный (красивый, юный), повзрослевшее молодое Солнце - Коляда.

Ярило от 24 марта до 24 июня приходит к нам в своих трех основных проявлениях - Ярило Красный (юность, пробуждение природы и земли), Ярило Буйный (зрелость, бушевание жизни, засевание), Ярило Ясный (старость, подведение итогов, жатва). Т.е. видим полное соотнесение с порами природы и возрастом человека.

Бог Ярило приходит к нам в белой одежде со снопом жита-пшеницы в шуйце (левой руке) и серпом в деснице (правой руке). На голове у него венок. Вместе с тем в белорусском обычае Ярило приезжает к людям на белом коне со снопом ржи в шуйце и мертвой главой в деснице. Символика обеих образов Ярила - русского и белорусского - идентичная. Мертвая глава и серп - символы Отца Велеса, царя мира предков и научителя хлебопашества: „се Велес научил Праотцов наших пахать землю, засевать целины и жать снопы колосистые” (Велесова книга). Велес передает Яриле свою бороду („велесову бородку”, последний сноп, скошенный на жатву, дидуха), чтобы из него была засеяна первая борозда. В этом заложено глубинное содержание преемственности поколений, дряхлый Велес передает сноп молодому Яриле, который засеет поле из старого зерна, чтобы родилась новая жизнь. Это символика неразрывности поколений и жизни, старость заменяется молодостью, старое зерно умирает, чтобы родить новое.

Довольно интересно, что все три календарные образа Ярилы по частям сохранились в трех восточнославянских народах. В народоведении по этому поводу даже выделилось три Ярила: малорусский - пеший юноша, белорусский - новолуние на коне, российский - пеший старец. Все три образа Ярилы четко укладываются в единый образ Бога весеннего солнца и плодородности, который рождается, изобилует и умирает.

Нельзя обойти и воинского качества Ярилы, которое одновременно переплетается с образом Бога-защитника и опекуна скота.

Итак, Великдень Дажбожий является чествованием рождения Ярого весеннего солнца - Ярила, которое проводится во время весеннего равноденствия. Празднуя Великдень, мы почитаем силу плодородности и бушевания силы жизни, которая в разных ликах Рода Всевышнего - Ярилы, Лели, Урай-Рая, Лады, Живы и Кострубонько приходит к ПравоСлавным.

Община «Сияние Рода» совместно с ощиной «Дети Сварога» будет праздновать Великдень 25 марта в 11.00 на Капище поместья Белояра.

Приглашаются все желающие.

т. +7903-457-4078, Зореславъ, +7918-214-9314 Живослав, +7989-236-6802 Белояр.

Суть. Велес в Поконе Рода Всевышнего есть Бог мудрости и богатства, опекун домашнего рогатого скота. Он проявление Рода Всевышнего в мире Нави, царь и хранитель потустороннего, властитель Темных Богов. Велес является солнцем Иного Мира, его проявлением является раскаленное ядро Земли-Матери, Солнце темной Нави. Он приносит Ведающим мудрость, Витязям - знание, Весям (Хозяевам) - достатки земные, а неведающим – наказания за проступки.

Из прадавних времен в конце февраля Славяне чествовали своего могущественного Бога Велеса. По астрономическому календарю Родной Православной Веры, на этот день приходится начало месяца Зимобор - того, что «зиму побарывает».

Велес - покровитель варны Ведающих, которые через своего Отца получают способность познавать мир Прави, Яви и Нави. Он научитель гадания и волшебства, тайный и многомудрый Бог Славян. Велес властвует в Яви от Овсеня Большого (22 сентября) до Ярилы Красного (20 марта), когда передает власть Яриле, своему неприятелю, но вместе с тем и помощнику. Борьба Велеса и Ярила означает не противостояние Богов, а их союз (совместную деятельность) в создании порядка на земле. В образе поединка Велеса с Ярилой, Бог Род перерождается и предстаёт в новом, молодом образе, это, как бы поединок с самым собой.

На 21 февраля приходится два важных календарные события. Вхождение Солнца в созвездие Рыб  - водного, сокровенного, противоречивого знака Круга Сварожьего (Зодиака) и начало месяца Зимобор (по звездному календарю Предков). Вообще, это период наступления лунного нового года, который в разные годы происходит от 21 января до 19 февраля, а луна - это Велесово светило. В 2017 г. Полнолуние наступило 11 февраля в 3 час 31 минут 44 секунды

Знак Рыбы входит в число знаков так называемого Переменного креста, т.е. знаков, которые отвечают изменениям поры года. Велес символизирует приход в Явь силы знака Рыб и духа молодого солнца - Ярилы. Поэтому в этот день происходит обряд поединка Велеса с Ярилой, в котором Ярила побеждает, сбивает один рог зиме (деду Морозу, Велесу).

Но, вместо потепления, после Велесового дня наоборот усиливаются холода, проявляется непостоянный, коварный знак Рыб. Поэтому этот месяц наши предки назвали Зимобором и злым, так как весна начинает бороться с зимой, а от того морозы становятся «злыми». Условно говоря, Велес свирепствует оттого, что теряет свою силу, а потому наиболее проявляет свою силу, так же, как свирепствуют басуры накануне Рождества Божича-Коляди. 20 марта Велесово время в годовом Коле завершается, и в свою силу вступает Ярило Красный (умирает зимнее, холодное солнце). Отец Велес в последний раз в году сходит на землю, чтобы проститься с родом земным.

Итак, праздник Велеса должно отмечаться в полнолунье зимнего месяца, который зовется Лютень (февраль). Если полнолуние не попадает на середину или вторую половину февраля – то в удобный для всех день с 10 по 25 февраля (по григорианскому календарю), его дата является естественной и соответствующей обращению Кола Дажбожьего и Кола Велесова.

В этот день мы чествуем Велеса в его ипостаси хранителя скота и достатков человеческих. Славяне призывают Велеса не морозить товар, защитить коровушек и всякий скот домашний от лесных хищников - волков, которые особенно злобны в это время. Общины прославляют Велеса за те богатства, которые он принес роду на Овсеня, благодарят за зиму, которую провели в достатке и сытости. Впервые поются славы воззвания весны и проводов зимы.

Если на Велесов день оттепель, то морозов больше не будет. Февральские приметы указывают, какой будет май. А с маем у земледельца все надежды на будущий урожай. Морозные сухие периоды в феврале, указывали на жаркую и сухую погоду мая. В конце февраля можно спрогнозировать, какое будет лето -   сухое или мокрое. Если в этот день будет иней, снег, дождь, то на праздник Живы будет тоже дождь, а если так - то и лето дождливое.

Время проведения. 11 февраля. Капище "Сияние Рода".

Новолетие. Овсень Великий.

(ЯСЕНЬ, СИВОЯР, РАДОГОЩ, СВІТОВИТ, МИРОБОГ)

  Сивый Яр в Поконе Рода Всевышнего – суть осеннее проявление Деда нашего – Даждьбога Трисветлого. Праздник в его честь отмечается Славяно-Арийскими родами по окончании хозяйственных работ, а сам Его Лик (Сивояръ, Миробогъ) почитается вплоть до Рождества Божича Коляды.

Овсень – суть одно из имён Сивояра. По сему и сам отрезок года называется в его честь – осенью. Под таким названием почитался дважды – Большой и Малый Овсень. Значение слова происходит от Древнерусского «оусинь» - синий, блестящий. Оно обозначает Небеса в период, когда Овсень превращается в Корочуна, умирает, и рождается, как Божич Коляда. Отсюда и одно из названий декабря – «просинец».

 

Древнейшее название Овсеня у Русов – Ясень, как обозначение Старости,[1] Мудрости, ясности ума. Несмотря на то, что Овсень начинает наиболее тёмную часть Годового Круга, Его имя связывают со светлой частью, с Новым Летом. Овсень является переходным периодом – мосточком с одного Лета в другое.

 

Овсень отмечается на третий день осеннего равноденствия. Малый Овсень приходится на Корочуна, что подтверждается Обрядом Посевания, присущий Новогодним Святкам, и названием этого действа в немецком языке – «owsen» («засевать»). Кроме того, следует отметить, что, в «Велесовой Книге» называются последовательно: Коляда, Яръ, Красная Гора, Овсени – большой и малый. То есть – малый Овсень следует за большим.

 

Главные действа на празднике Овсеня связанны с единением Славяно-Арийских родов после завершения земельных и хозяйственных работ. После окончания жатвы роды собираются на общие праздники в честь Родной Ведической Веры и Традиции. В это же время Веси (Хозяева) справляют свадьбы. Поэтому Сивояръ (Миробогъ) – Опекун богатств и достатка родов наших, Он знак единства родов Русов. Его имя происходит от слова «мир», что означает «община», «общество». То есть тот, кто соединяет Славяно-Арийские роды в общность (общество).

 

Образ Овсеня – всадник с богатыми плодами в деснице (правой руке) и пучками сухих цветов в шуйце (левой руке). Он распределяет богатства Земли между родовичами, наделяя честных и трудолюбивых и наказывая бездельников и воров. В народе бытует поговорка: «Овсень на пёстром коне ездит». Его конь, в отличие от белого – Ярилиного, пёстрый, такой же, как и осень – разноцветная, пёстрая. Овсень – Бог Благосостояния.

 

Главные действующие лица этого праздника – старшие в родах люди, пары, состоящие в семейных союзах, которые уже имеют детей. Необходимый атрибут праздника – Дидухъ – символ Родового Древа, зёрна ржи, пшеницы и овса, а также, большой калач.

 

В западной Руси праздник Овсеня зовут ещё Радогощ, так как в это время собран урожай и гостей особенно искренне поздравляют, радуясь урожаю и гостям. Германские летописцы, которые наблюдали за праздником Радогощ на Руяне (ныне – Рюгене), описывают, что это было величественное Свещеннодействие, связанное с окончанием осенних полевых работ и сбором урожая.

 

Описание культового празднества в Арконе даёт Саксон Грамматик: «Ежегодно после сбора урожая народ со всего острова перед Храмом Бога, справлял торжественный пир, именовавшийся Свещенным. Жрец Храма Световида, отличавшийся длинной бородой и волосами, изготовив пирог круглой формы, величины такой же, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, Жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. Такого рода молвой он просил не о своей или народа судьбе, но о возрастании будущего урожая».

 

В день Овсеня устраивается большая братчина (братская трапеза). На него сходится вся община, каждый приносит всё лучшее от стола родственного – к столу родовому. Проводят обряд гадания и предвидения будущего. В западной Руси величественный праздник Овсеня-Радогоща проводили на горе Богит, где стоял образ Свитовита до начала 18-го столетия н.э.

 

Праздник Овсеня на Кубани состоится 24-25 сентября 7524 лета (2016 г.).

 

Сведения о месте проведения Праздника и описание, как туда проехать:

По автодороге - «А146» - Краснодар-Новороссийск ехать из Краснодара до п. Афипский. За мостом через р. Афипс – поворот налево до ст. Смоленской. В центре Смоленской – поворот налево до ст. Григорьевской, далее до ст. Ставропольской. Дальше Ставропольской будут выставлены указатели. Координаты «Навигатора»: Широта – 44о41'30,66"С; Долгота – 38 о50'42,41"В.

 

Порядок проведения Праздника:

 

Даты: 24 - 25.09.7524 (2016 г.).

Заезд на Праздник, размещение участников: 24.09 с 08.00 до 10.00.

Подготовка обрядового и праздничного костров: с 10.00 до 12.00.

 

Далее, 24.09.16 г.:

 

- Славление Даждьбога во всех ликах его – торжественная (обрядовая) часть Праздника,

- Славление Рода Всевышнего, наших родных Богов и Предков, всего Рода земного и народа нашего;

- Проводы Купалы – Солнца летнего на Велесовы Луга;

- славление Овсеня – лика Даждьбога Мудрого, ясного;

- Пожелание Блага и многая Лета всем участникам Праздника: с 12.00 до 14.00.

- Большая братчина: с 14.00 до 15.30.

- Праздничный концерт Светозара (солист группы «Аура Мира»),

- Игрища и хороводы: с 15.30 до 22.00.

- «Беседа с Семаргломъ-Огнебогомъ» - посиделки у костра, поддержание Огня Дажбожьего до Ра Света.

 

Далее, 25.09.16 г.:

 

- «Заре Слава» - встреча и славление Миробога – Солнца Мудрого, ясного: с 06.30 до 8.00.

- Народные гуляния, купание, отъезд: с 8.00 до 17.00.

 

По вопросам организации Праздника и сумме благотворительного взноса на орг.расходы можно обратиться к Зореславу: +7-903-457-4078, и к Живославу: +7918-214-9314. 

 

 

[1] Старость: Ста = 100, Рост = Рост (Увеличение), Ь – Взаимосвязь Небесного и земного в Душе человека. Таким образом, Старость – это стократное увеличение (рост) взаимосвязи Небесного и земного в Душе человека. Прим. ред.

 

 

В лето 7524 (2016) на живописной поляне православные люди собрались на праздник Перуна, который организовала и провела Краснодарская родноверческая община «Сияние Рода».

Бог Перун величественный защитник и суровый судья Рода Славянского, Бог князей и витязей, воинского люда и хранитель порядка во Вселенной. Он упорядочивает жизнь и поддерживает Правь. Он же является хранителем проявленного, материального мира и оберегает то, что уже есть у человека. В то же время не даёт человеку застаиваться, покрываться плесенью, ибо там, где застой — там тлен и разруха, чего не терпит Громовержец.

06.07.2016 г. c 18.00 до 20.00  в Доме Ученых, ул. Красноармейская, 30, состоится презентация новой книги Р. Ключника. Оплата аренды зала 100 р/чел.

УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ!

Сообщаем, что 23-24 июля 7524 (2016) лета, состоится праздник Перунов день!

Проводит: Община СРВ «Сияние Рода», на Ставропольских полянах.

И снова Праздник Бога Купала

Община «Сияние Рода» встречала Великого Купалу – когда день летнего солнцестояния совпадает с полнолунием.

На прекрасной поляне, на берегу чистой горной реки Шебш, собрались Родноверы славить Лики ДаждьБога. Из близких и далеких краёв и Весей прибыли они на Праздник. Приехали из Астрахани, Москвы, Ростова-на-Дону, Сальска, Армавира, Темрюка, Сочи и конечно же из Краснодара. Свыше ста просветленных Душ соединились с Родом-ПриРодой. Атмосфера БлагоДати и ГаРамонии окружила нашу поляну. Каждый участник знал, зачем он сюда приехал – общение с Божественным миром для созидания окружающего мира. Вся суета повседневной жизни осталась за пределами Праздника.

Дорогие друзья! Приглашаем вас на Православный Праздник Бога Купала!

Праздник состоится 24-26 июня 7524 лета на Ставропольских полянах.

Проводят: Общины РПВ «Сияние Рода» г. Краснодар, «Дети Сварога» п. Ильский.

Суть праздника

Программа праздника

Что взять с собой

Схема проезда

Община «Сияние Рода» совместно с ощиной «Дети Сварога» будет праздновать Великдень 20 марта в 10.00 на Капище поместья Белояра.

Приглашаем всех желающих!

Великдень Дажбожий является чествованием рождения Ярого весеннего солнца - Ярила, которое проводится во время весеннего равноденствия.

Суть праздника.

т. +7903-457-4078, Зореславъ, +7918-214-9314 Живослав, +7989-236-6802 Белояр.

Община «Сияние Рода» будет праздновать День Велеса 14 февраля на Капище.

Приглашаются все желающие!

т. +7903-457-4078, Зореславъ, +7918-214-9314 Живослав.

Суть праздника

Обращение к здравомыслящим людям

о сборе средств на юридическую помощь Трехлебову А.В. и Глоба И.А.

 

Уважаемые братья и сёстры! Прошло 3 года с тех пор, как против Трехлебова А.В. и Глоба И.А. было незаконно возбуждено уголовное дело за, якобы, экстремистскую деятельность. Им было предъявлено обвинение в том, что семинары по Осознанным Сновидениям, т.е. по переносу внимания в мир Нави (Астральный мир), «оказывается», являлись «семинарами по созданию экстремистского сообщества, обучению экстремистской деятельности, пропаганде идей расового превосходства, демонстрации нацистской символики т.п.».

УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ!

Приглашаем Вас на праздник ЯрДана - Водосвятие,

который будет проводиться 06 января в живописном уголке нашей кубанской земли на капище РГ "Сияние Рода", на берегу р. Безепс. Желающие принять участие звонить +7918-214-9314, Живослав.

 Суть праздника:

26 декабря на центральной поляне поселения «ВедРуссия», в предгорьях Кавказа, общины «Сияние Рода» и «Дети Сварога» встретили и восславили Нового ДаждьБожича. На праздник собралось вельми много добрых людей и Боги стали им в помощь. Отче Стрибог развеивал тучки, Матушка Дана держала небесную воду и не дала ей пролиться дождём, Матушка Макоша радовала мягкой, нежной землицей. А Семаргл-ОгнеБог вспыхнул ярым огнём и воспылал жертвенный Очаг без раздумий. Свет и тепло нового Солнышка проявилось в Душах всех участников пРАзднества. СвещенноДействие обряда – Славление Божича Коляды соединило нас с Родом Всевышним, Родом Небесным и ещё прочнее скрепил Род людской единством Света и Правды. Все благо дарения Богам и чаяния родноверов отец Семаргл мигом возносил в Правь через пожертвования и требы в свещенный очаг. Состояние благодати царило в Душах и молвы Богам звучали из уст каждого.

РОЖДЕСТВО БОЖИЧА, КОЛЯДА (КОРОЧУН, ОВСЕНЬ МАЛЫЙ)

УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ!

Приглашаем Вас на Великий праздник Рождества Божича, КОЛЯДА, который будет проводиться 26-го декабря в 10-00, на Хороводной поляне, эко-поселения СНП Ведруссия, п. Ильский Северского района.

                                             Праздник Доли

В родовом поселении на солнечной поляне 29 ноября ПравоСлавные люди собрались на очень душевный праздник Доли, который провели две родноверческие общины «Внуки Сварога» и «Сияние Рода». Доля - это молодая красивая Богиня, которая ткет нить жизни каждого человека, складывая ее в жизненные узоры. Нет такого человека, которому была бы безразлична его судьба - его Доля. И поэтому все собравшиеся на праздник с радостью славили Матушку Долю, приглашали ее кашу есть, наматывали ниточки на веретено, надеясь, что Матушка Доля и в их судьбу вплетет золотую нить, загадывали о самом сокровенном, отпуская ленточки на воду Доле. Были на празднике и такие люди, кого Доля не жаловала, а свою сестру Недолю посылала им жизненный путь ткать. И шли люди к огню, сжигая в нем свои горести и печали - свою «Недолю».

Славянское училище родноверия "СУРЬЯ" призвано нести ведические знания славян, сохраненные в волховско- знахарских родах. После окончания училища вы сможете проводить обряды, соединяющие нас с силами природы, лечить руками себя и своих близких, сгармонизировать отношения в семье и обществе, жить по законам мироздания. Если после окончания училища вы захотите стать духовным проводником, то можете поступить в Православную Родноверческую Академию Вероведания "ПРАВь" сразу на 2 курс.

УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ!

Приглашаем Вас на праздник ОВСЕНЬ ВЕЛИКИЙ, НОВОЛЕТИЕ, который будет проводиться 19-20 сентября в 10-00 часов на Ставропольской поляне, Северского района.

Славян, получивших это сообщение, просим считать его официальным приглашением на праздник!

19 июля 7523 (2015) лета - Перунов день

УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ!

Сообщаем, что 19 июля 7523 (2015) лета, в Краснодарском крае,

будет проводиться Великий праздник славян-родноверов - Перунов День!

организаторы: общины «Сияние Рода», г. Краснодар, «Дети Сварога» Ведрусия.

В день летнего солнцестояния в пос. Веселовка, на берегу Черного моря, прошел Купальский фестиваль «Цветок папоротника». Организовали его и провели две славянские общины «Дети Сварога» и «Сияние Рода». На фестиваль приехали и семьями, и с друзьями, и по одному из Краснодара, Новороссийска, Сальска, Ставрополя, Астрахани и других мест свыше двухсот человек.

Приглашаем всех кто любит и радеет за целостность и процветание Руси - Тартарии - России: старейшин родов, шаманов и кудесников, жрецов и ведунов, всех кто откликнется.

Совет предлагаем провести на Урале на Ирийской горе Иремель, в селе Тюлюк 29-31 июля 2015г.

Цель сбора – провести очистительный обряд Руси и выработать идею жизнеустройства для всего славянского мира. Декларировать ее и распространять, чтобы привести славянский мир к миру и благоденствию.

Фестиваль будет проходить 19-21 июня, 2015 года, в живописном месте на черноморском побережье Темрюкский район, Краснодарский край, поселок Веселовка, ул. Морская, №4. База отдыха "ДРУЖБА". Присоединяйтесь!"!!!

Роман Ключник.

С 24 апреля почти месяц я был в большом путешествии на авто по России со своими книгами и выступлениями; и по этой причине длительное время не отвечал на многочисленные письма и не появлялся на интернетовском информационном поле. Проехал 11 440 км., посетил многие города средней полосы России, встречался с интересными людьми и коллективами, был в Крыму, на Северном Кавказе, впервые заехал в Астрахань и был удивлен красотой этого города и необычайной одаренностью некоторых его жителей. Обратно в Петербург планировал вернуться к началу работы международной книжной выставки-ярмарки, которая проходила с 21 по 24 мая, и приехал в ночь на 22 мая.