Мы ВКонтакте

 
 

(РОЖДЕСТВО ЯРИЛЫ, ЯРИЛО КРАСНЫЙ)

Суть. Ярила в Поконе Рода Всевышнего суть весеннее проявление Деда нашего - Дажбога Трисветлого. В отдельных славянских краях, как вот в славянском Поволжье, Ярилу начинали прославлять уже 3 марта. Но на святой Руси Яровые Святки начинали в день весеннего равноденствия (Рождество Ярилы, Великдень) и завершались в день Летнего  солнцестояния (Кострубонько).

В период между этими датами Ярило и его жена Леля почитались в своих разных возрастных проявлениях. Собственно, на Великдень  славится Ярило Красный (красивый, юный), повзрослевшее молодое Солнце - Коляда.

Ярило от 24 марта до 24 июня приходит к нам в своих трех основных проявлениях - Ярило Красный (юность, пробуждение природы и земли), Ярило Буйный (зрелость, бушевание жизни, засевание), Ярило Ясный (старость, подведение итогов, жатва). Т.е. видим полное соотнесение с порами природы и возрастом человека.

Бог Ярило приходит к нам в белой одежде со снопом жита-пшеницы в шуйце (левой руке) и серпом в деснице (правой руке). На голове у него венок. Вместе с тем в белорусском обычае Ярило приезжает к людям на белом коне со снопом ржи в шуйце и мертвой главой в деснице. Символика обеих образов Ярила - русского и белорусского - идентичная. Мертвая глава и серп - символы Отца Велеса, царя мира предков и научителя хлебопашества: „се Велес научил Праотцов наших пахать землю, засевать целины и жать снопы колосистые” (Велесова книга). Велес передает Яриле свою бороду („велесову бородку”, последний сноп, скошенный на жатву, дидуха), чтобы из него была засеяна первая борозда. В этом заложено глубинное содержание преемственности поколений, дряхлый Велес передает сноп молодому Яриле, который засеет поле из старого зерна, чтобы родилась новая жизнь. Это символика неразрывности поколений и жизни, старость заменяется молодостью, старое зерно умирает, чтобы родить новое.

Довольно интересно, что все три календарные образа Ярилы по частям сохранились в трех восточнославянских народах. В народоведении по этому поводу даже выделилось три Ярила: малорусский - пеший юноша, белорусский - новолуние на коне, российский - пеший старец. Все три образа Ярилы четко укладываются в единый образ Бога весеннего солнца и плодородности, который рождается, изобилует и умирает.

Нельзя обойти и воинского качества Ярилы, которое одновременно переплетается с образом Бога-защитника и опекуна скота.

Итак, Великдень Дажбожий является чествованием рождения Ярого весеннего солнца - Ярила, которое проводится во время весеннего равноденствия. Празднуя Великдень, мы почитаем силу плодородности и бушевания силы жизни, которая в разных ликах Рода Всевышнего - Ярилы, Лели, Урай-Рая, Лады, Живы и Кострубонько приходит к ПравоСлавным.